26 мая 2007

Куда движется DJ-культура? (часть 1)

Все мы знаем, что технический прогресс играет немалую роль в нашей жизни. Он оставляет свой след практически в каждой её сфере. Ещё каких-то 10 лет назад мало кто в России знал, что такое сотовый телефон, интернет и mp3. А сейчас уже сложно представить нашу жизнь без этих достижений науки и техники.

И нет никаких сомнений в том, что этот самый прогресс отразился и на DJ-культуре, которую мы все так любим и уважаем. В последнее время я много думал об этом. Что сейчас играет основную роль в DJ-культуре? Что позитивно отражается на ней, а что - нет? Какой она будет через 5, 10 лет. Какими будут музыка и ди-джеи?

Конечно, мне стало интересно, что думают об этом сами представители DJ-культуры. В течение нескольких дней я опрашивал почти два добрых десятка ди-джеев и музыкантов, и продолжаю делать это до сих пор. При чём среди них - как начинающие ди-джеи, так и музыканты мирового уровня.

Первым я всё время задавал этот, достаточно сложный и обширный вопрос:

- Каким тебе представляется настоящее и видится будущее DJ-культуры? Какие на твой взгляд основные пути её развития? Что кардинально меняется, а что остаётся таким же?

Но тем интереснее было узнать, что первым приходит в голову ди-джеям и музыкантам на эту тему.
В итоге информации получилось очень много, и было решено разбить её на несколько частей.

Итак, сегодня, в первой части, вы узнаете, что думают о DJ-культуре:
1. Toshie (Н.Челны, резидент клуба Сайгон, на сцене 3,5 года) / читать его анкету
2. Faza (Н.Челны, резидент клуба Батыр, на сцене 10 лет) / читать его анкету
3. Nu.Clear (Казань, drum&bass/nu:jazz/deep house DJ-музыкант, на сцене 7 лет)
4. Deeblaq (Москва, один из лучших drum&bass DJ страны, участник промо-групп Major League и AK47, на сцене 10 лет)
Начинаем!

Dj Toshie (клуб "Сайгон")

Toshie: Ну, как говорит мой отец, скоро не будет профессии ди-джея, а будут компьютеры всё делать. Но я думаю, этого не случится никогда! :) А так мне кажется, что винил скоро совсем перестанет пользоваться популярностью у ди-джеев, к сожалению.

- А что, по-твоему, будет альтернативой винилу?

Toshie: Да думаю, обычное МП3. Вставил флешку, и играй всё что нравится!

- А как ты относишься к тому, что сейчас по сути каждый может бесплатно накачать с инета разной музыки, за неделю научится играть её на компе и после идти выступать в клубе?

Toshie: Если честно - нейтрально! С одной стороны это хорошо, а с другой - конечно же, плохо! Я имею в виду, если бы не качали музыку с инета, сейчас бы в клубах до сих пор, возможно, играли бы какой-нибудь там Сатисфекшон или, я не знаю, какой-нибудь Сан-Франциско… Но сейчас практически каждый день можно играть что-то новое!
А плохо потому, что музыканты, пишущие музыку, ничего за это не получают! Это совсем плохо.

- А не кажется тебе, что сейчас в погоне за новинками, публика не успевает проникнуться и насладиться уже вышедшей какое-то время назад музыкой? Или же всё-таки она быстро надоедает?

Toshie: А вообще-то ты прав с одной стороны! Но сейчас такой народ, я не знаю, "ленивый". Особенно "клабберы"... Их трудно сейчас чем-то удивить и, соответственно, вытащить на танцпол!

- Как ты думаешь, почему?

Toshie: Если честно, даже не знаю. Не могу ответить...

- Окей, а какие сейчас у тебя предпочтения в музыке? Что ты слушаешь дома, в плеере?

Toshie: Ну, конечно же, это брейкс! А так, дома, люблю послушать эмбиент, брейкс, транс, очень люблю Sasha. Иногда даже слушаю группу Кино. Вот. :)

- А вспомнишь произведение, наиболее тебя поразившее?

Toshie: Это альбом Sasha - Airdrawndagger. А любимый трек Sasha - Wavy Gravy. Для меня это самый поразительный трек!


Dj Faza (клуб "Батыр")

Faza: Да, все развивается, как и везде. Поколение растёт. Начинает втягиваться. Вкусы меняются. Что будет актуально в ближайшее время - сложно сказать. Если раньше мы начинали этим заниматься из-за любви к музыке, то сейчас это больше модное занятие или увлечение.

- А что скажешь о технической стороне вопроса?

Faza: Всё стало очень доступно и удобно. Гораздо проще найти что-то свое. Главное не с чего, главное КАК!!!

- То есть выходит, нет разницы mp3 это или винил?

Faza: Нет. Не надо заниматься самообманом. Все играют mp3. Но кто-то сказал, что это не качественно. Или ещё что-то. Бред! Тем, кто перед тобой танцует, абсолютно всё равно, с чего ты играешь. Повторяюсь, ГЛАВНОЕ КАК!

- Окей. А как ты относишься к тому, что сейчас по сути каждый может бесплатно скачать с инета любую музыку, за неделю научится играть её на компе и после идти выступать в клубе?

Faza: Да ради бога. Только чего-то таких талантов мы не видим в клубах.

- Разве? ;)

Faza: Я не видел. К нам приходят работать ребята уже хоть с каким-то опытом. Ты сам-то веришь, что скачал, научился сводить, пришёл в клуб и порвал всех???

- Ну, конечно, не порвал, но работать начал. Скажем, в кафе или маленьком клубе. А потом с опытом перешёл в другой.

Faza: Вот так и поступают. Главное хотеть. Это нормально. А если ещё и писать начинают, то вообще красота!

- А происхождение носителей играемой им музыки играет роль? :) Я имею в виду, важно ли сейчас, откуда начинающий (или не очень) ди-джей достаёт музыку - покупает или бесплатно качает в инете?

Faza: Ну, бесплатно он найдет не очень свежую музыку. В этом я уверен. А так - не принципиально. Если бы я был музыкантом, то меня, наверное, это бы беспокоило.

- Зря ты так уверен. :D Сейчас люди очень шустрые пошли. :)

Faza: Ну, блин, каждый, как может, изгаляется. :)

- Да уж. А какие сейчас у тебя предпочтения в музыке? Что ты слушаешь дома, в плеере?

Faza: Сейчас у меня заряжено Gabin, Чиж, Coldplay.

- Произведение, наиболее тебя поразившее?

Faza: Это два произведения: Sasha - Mr Tiddles и Mauro Picotto – Sibu.

Nu.Clear

Nu.Clear: Действительно сложный вопрос. Всё дело в том, что надо смотреть, во-первых, со стороны слушателей, а во-вторых - со стороны диджея. Слушателям уже мало "просто диджейства", когда стоит один человек и крутит винилы. А диджею, чтоб удовлетворить запросы клубящихся, надо уже использовать всякие сэмплеры, эффекторы и прочие подобные устройства. И в результате диджей уже превращается больше в музыканта. Значит развитие DJ-культуры можно видеть как переквалификацию диджеев в музыкантов. Но дальше слушателям, как вариант, грозит некачественный продукт на выходе (вернее, попросту примитивный), связанный с тем, что диджействовать гораздо проще, чем писать музыку. Но соль, думаю, в том, что в мире останутся такие диджеи-музыканты в нужном количестве, которые смогут нас радовать действительно качественной работой на сцене.

- Думаешь, что ди-джеи в клубах будут играть только свою музыку?

Nu.Clear: Это как попса. Она была, есть и будет всегда. Раньше музыканты ездили с пластинками, на которых были записаны их треки, а сейчас будут ездить с ноутбуками и сэмплерами. А диджеи... они все были, есть и будут. Наверное, просто котироваться будут меньше, чем те, которые будут делать из своего выступления лайв-шоу.

- То есть получается, что рано или поздно публике надоест слушать просто сведение чужих треков? И помоутерам, чтобы её привлечь, придётся звать диджеев-музыкантов? Так?

Nu.Clear: Что касается Казани - это происходит уже сейчас.

- Ясно. А как ты относишься к тому, что сейчас по сути каждый может бесплатно накачать с инета разной музыки, за неделю научится играть её на компе и после идти выступать в клубе? Всё же, особенно не в очень больших городах, пока есть спрос на подобных ди-джеев...

Nu.Clear: Значит, мы возвращаемся всё же к настоящему времени, т.е. к диджеям. Хорошо.
Да, согласен, таковых mp3-диджеев и в крупных городах немало. Если говорить о диджействе, то у него несколько составляющих. Ведь дело не только в том, сколько у тебя материала и какой он. Ещё надо чувствовать музыку, настроение треков, а самое главное - настроение людей, тебя слушающих. Поэтому очень многие диджеи "отваливаются" сами собой, и остаются нормальные, которые, поняв, что играть mp3 - это уже не дело, начнут принимать меры.
Хотя в последнее время я вижу, как монстры музыкальной индустрии (как, например, Noisia, Джон Дигвид, Seamus Haji и многие другие) выступают на CD, объясняя это тем, что таскать с собой по миру винил - это тяжело. Но я не думаю, что они играют mp3. :))

- Значит по-твоему, mp3 - это плохо?

Nu.Clear: В целом mp3 - это хорошо. Российские и западные музыканты постоянно мне присылают через интернет свои новые треки. Пересылать компакты почтой - это долго. WAV-файлы можно, но требуют много места на FTP или почтовом ящике.
mp3 можно использовать в качестве прослушивания трека прежде, чем купить этот трек на виниле, поддержав тем самым музыканта.
Можно еще упомянуть о digital-релизах. Честно признаюсь, я покупаю такие релизы иногда. Ибо знаю, что музыкант получит с этого вознаграждение за свой труд.

- То, что сейчас многие ди-джеи используют в своих выступлениях в основном пиратские mp3 - ни для кого не секрет. Стоит ли здесь что-то пытаться менять?

Nu.Clear: Этого не изменить! (по крайней мере, в России :)) ) Либо только строжайшим законодательством и пресекающими мерами подавления распространения нелегальной mp3-музыки для его соблюдения (надеюсь, не слишком сложно сказал).

- Я, кстати, серьёзно слышал о законопроекте, по которому будут штрафовать заведения и/или ди-джеев за использование нелегальной музыки. Как тебе такое? Нужны ли и помогут ли такие меры?

Nu.Clear: Я тоже слышал о таком законопроекте. Дело в том, что сложно применить будет такое законодательство. Как стражи порядка будут проверять, легальная эта музыка или нет? Ведь я могу перевести в wav-формат mp3-файл, пройтись нужным VST-плагином, восстанавливающим частоты, которые режет формат mp3 и вообще, сказать, что это мой трек! :)))

- Да, согласен. Но если бы вдруг смогли точно определять, тогда нужен бы был подобный закон?

Nu.Clear: Я не против такого закона.
Кстати говоря, на многих моих пластинках есть надпись, что данная запись не предназначена для публичного воспроизведения и запрещено её копирование и пр. Что, мне их нельзя играть?

- Да, мне тоже всегда это странным казалось. В общем ситуация немного запутанная и неоднозначная выходит. :)

Nu.Clear: Да, с учетом того, что сейчас получают все большее распространение системы наподобие Final Scratch, позволяющие крутить mp3-шки (и не только) с компьютера как с пластинок, дело еще сложнее запутывается. Ведь по идее я не могу копировать музыку со своих пластинок. Что же мне остается играть с помощью Final Scratch? А ведь многие диджеи, как российские, так и западные используют и еще умудряются завоевывать первые места на фестивалях по скретчингу.

- Ладно, сменим тему. Какие сейчас у тебя предпочтения в музыке? Что ты слушаешь дома, в плеере?

Nu.Clear: По поводу предпочтений. Уже 8 лет занимаюсь drum&bass музыкой и продолжаю её писать и играть, хотя в последнее время все больше в жизни House-музыки: Disco-, Latino- и, конечно же, Jazzy. В плеере ничего не играет, ибо в моей жизни подобных устройств не было. Как музыканта, меня удручает плеер, который "заставляет что-нибудь слушать". Когда его нет, в голове рождается своя музыка.
Много слушаю IDM, Jazz, House, Bossanova, и разной музыки под общим названием Downtempo.

- Вспомнишь произведение, наиболее тебя поразившее?

Nu.Clear: Дико сложный вопрос. Таких треков не один в каждом стиле, даже в джазе...
В драмнбейсе - Nu:Tone - Ebb & Flow.
В хаусе - Sophie Ellis-Bextor - Catch You (Digital Dog Club Mix), как ни странно.


Deeblaq

Deeblaq: Коммерциализация, DJ - как медиа-брэнд. Андерграундная культура будет существовать как миф. Все более-менее талантливые DJ, получив коммерческий "старт", сразу становятся брэндами.

- Ты говоришь "Коммерциализация, DJ - как медиа-брэнд" - разве это было не всегда?

Deeblaq: Ну раньше было не так, потому что тогда эта отрасль развлечений была менее освоена вменяемыми управленцами с деньгами. По крайней мере, в России. Тут как плюсы есть, так и минусы. Минус - необходимость суровой борьбы и удачного попадания в "тусовку" на старте.

- А плюс?

Deeblaq: Плюс - система раскрутки артиста, которая до сих пор (в России) хаотична и непредсказуема. Возможно, скоро можно будет "планировать карьеру". У инвесторов появится системный интерес к DJ-танцевальному сегменту шоу-бизнеса.
В ближайшее время кардинально ничего не поменяется, разве что отрыв коммерческих DJ от DJ-любителей и энтузиастов еще более возрастет. Интернет не поможет им, так как в интернете публика разнородна, действует импульсно - ну как при покупке жвачки в магазине, нет большой разницы, что покупать. Ну и, кроме того, в интернете денег сложно заработать - все хотят халявных mp3. А доход от трафика - это удел коммерчески успешных и сложившихся структур, опять же.

- Ясно. А с технической точки зрения? Как тебе "война носителей"?

Deeblaq: Мне кажется, что война носителей - это маркетинговое явление. В России оно кажется важным, так как публика и DJ или бедные, поэтому тянутся к халявным mp3-файлам и не готовы оплачивать труд музыкантов, или наоборот, богатые за счет маркетинговых бюджетов производителей оборудования той или иной марки. Винил, наверное, может умереть, если его будут мало заказывать в печать. То есть чисто по экономическим мотивам, а не потому что он "неудобен или устарел". Сейчас нет проблем напечатать тираж или нарезать дабку. Будут использоваться комплексные технологии типа Ableton Live + MIDI-контроллеры + CD + вертушки. Тут всё ограничивается только кривизной/прямотой рук и талантом человека, который все это использует. Живое выступление с ремикшированием - это нужно уметь и хотеть, нужно знать музыку и уметь ее писать, нужно тренироваться. А так, в общем-то, нет разницы, на чем тупо сводить два трека - на компактах или на виниле. На виниле даже легче.

- Но в России в целом спрос на винил очень мал. Ведь кажется, что проще и дешевле (а порой и гораздо дешевле) играть mp3. Как ты относишься к тому, что сейчас по сути каждый может бесплатно накачать с инета разной музыки, за неделю, грубо говоря, научится играть её на компе и после идти выступать в клубе?

Deeblaq: Вообще, мне кажется, все движения в "DJ-культуре" - они не сами по себе происходят, а являются следствием или отголосками экономики - низкий уровень жизни, отсутствие официальных поставок оборудования или наоборот, желание производителя продать свой новый девайс. Я к пиратским mp3 отношусь крайне негативно, это не просто воровство даже, а убивание мотивации к творчеству. Музыканты так скоро отомрут, так как их труд никто не оплачивает покупкой дисков и пластинок. Весь респект только на словах. :) А контент производить без них будет некому или он будет в основном серой и неинтересной клишированной музыкой. А судьба отдельных DJ в России, которые выбрали путь mp3, мне просто неинтересна. Я мало как могу на них повлиять, это их выбор. Вряд ли они станут суперзвездами, накачав mp3. А за спасибо поиграть у дяди в клубе - да сколько угодно, это их личное дело. Я думаю их сложно остановить. В России уже произошло расслоение культуры, и, если ты в нижнем слое, то mp3 тебе мало помогут. Так же как вряд ли пошатнут позиции верхнего слоя.
Я не понимаю, война форматов уже идет на моей памяти лет 7.

- Да, целиком с тобой согласен. Зачастую клубу просто выгоднее чтобы у них играли любители ворованных мп3 - это дешевле. Неужели это никак не исправить?

Deeblaq: Я думаю нет. Клубы никогда не договорятся между собой. Им нет дела до винила или mp3. Всё, что можно тут делать, - это открывать свой клуб и задавать высокую планку качества. Тогда клуб, который на всём подряд экономит, просто умрет, так как в России на отдыхе не привыкли экономить. ;) А проблемы типа "у студентов нет денег на дорогой клуб или на винил" - это проблемы экономики страны, а не отдельных DJ или промоутеров.

- Недавно слышал что-то о законе, по которому будут штрафовать заведения и/или ди-джеев, где играют нелицензионную музыку. Как тебе такое? Хорошо или плохо?

Deeblaq: Я думаю, в принципе, это хорошо. Но на самом деле это прогон, так как проверить и отделить лицензионную музыку от нелицензионной никто не сможет. Процедурная сторона исполнения такого закона очень не понятна.

- Ага. Тогда такой вопрос: как сейчас можно DJ-новичку пробиться в свет, при условии, что денег у него не так много, но желание есть?

Deeblaq: 1) Зарабатывать денег. Если есть желание и есть цель, ее нужно добиваться. Тут вопрос цены и желания эту цену заплатить. Всё по-взрослому.
2) Если есть только пиратские mp3, пусть запишет микс из них и попросит этот микс оценить друзей, других DJ и промоутеров.
Если это тупо электрохаус или нейрофанк, как у всех подряд начинающих DJ, то логический финал наступит тут же. Нужно выделяться не наличием пластинок, а наличием вкуса. Если микс будет оценен именно за музыку и за подборку, тогда есть шанс пробиться на большую сцену. Опять же, тут возвращаемся к пункту 1.
3) Работать над общением и психологической устойчивостью.
4) Заняться внешностью и начать ходить в спортзал. :)
А еще - пусть он начинает писать собственную музыку. Это лучше всего.

- Это точно! Но пока, к сожалению, почти бесперспективно... Или нет?

Deeblaq: А почему бесперспективно? Как только он начнет писать свои треки, он сразу сам поймет, в чем вред mp3. Если нет таланта - значит его нет. Или нужно упорно тренироваться.

- Окей. Какие сейчас у тебя предпочтения в музыке? Что ты слушаешь дома, в плеере?

Deeblaq: Чаще всего слушаю хаус, брейкс миксы с английских радиостанций - еженедельные радиошоу + конечно DJ Hype на Kiss100. Из музыкантов - James Zabiela. Из лейблов - компиляции Renaissance. Просто нравится общая эстетика и атмосфера миксов.

- Недавно видел несколько видеороликов от James Zabiela - впечатлило! Даже очень.

Deeblaq: Из dnb - переслушиваю олдскульные треки, так же нравится то, что играет DJ Hype. Из лейблов - Metalheadz, DNA Audio. Из музыкантов - в настоящее время Break.

- Сможешь назвать наиболее поразившее тебя произведение?

Deeblaq: Не могу сказать, что какой-то трек меня отдельно поразил. Я слишком много всего слышал и сейчас слушаю. Отдельные жемчужины пополняют список all time favorite tunes. Вообще, много проходной музыки и трэша сейчас.


В следующих частях ожидайте новые интервью с ди-джеями и лидерами электронной музыкальной сцены. Слушайте музыку, ходите на правильные вечеринки, поддерживайте DJ-культуру – ведь всё зависит от вас! Увидимся!

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ


Замир Munkee Jay / читать мою анкету
icq: 246124662





Раздел: Клубная жизнь
Всего статей: 18

Так же в рубрике Клубная жизнь:

Все статьи данной рубрики

Последние 10 статей:

Новая статья
«Карина»: эксклюзивный прокат самого кассового якутского фильма в истории
Новая статья
«Любви не бывает?»: всероссийская премьера романтической комедии с Аней Чиповской и Владимиром Яглычем
Новая статья
«Идеальная зависимость»: всероссийская премьера фильма от создателей франшизы «После» по феноменально популярному роману
Новая статья
«Блиндаж»: всероссийская премьера эпического военно-приключенческого фильма – главная кинопремьера майских праздников!
Новая статья
«Наследник»: всероссийская премьера психологического фэшн-триллера от номинанта на «Оскар» Ксавье Леграна
«Приключения панды»: всероссийская премьера анимационной комедии, в которой отважный чёрно-белый мишка отправляется в Африку, чтобы спасти своего друга — дракона!
Займ на карту без отказа – это современное решение финансовых вопросов
«Сто лет тому вперед»: премьера. Смотрите первыми главный блокбастер весны
«Город тайн: Исчезнувшая»: всероссийская премьера захватывающего детективного триллера с Эриком Бана
Продажа коммерческой недвижимости: основные аспекты и рекомендации
Все статьи газеты




Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Реклама на сайте:
Шагалиев Наиль
руководитель сайта



РФ, Татарстан,
г. Набережные Челны

Интернет студия LELI, разработка сайтов, раскрутка сайтов
Концепция, разработка и поддержка сайта
Интернет-студия LELI
12 июля 2006—2024