10 декабря 2012

Есть контакт «Среди критических статей и в перерывах меж работой»

В последнее время, все чаще в общественных местах слышишь такие высказывание - «Да нет у нас в Челнах литературной жизни. Да и вообще...».



«Челныклаб.ру» провел свое «расследование» по этому вопросу, и взял интервью у одного из двух председателей литературного клуба «Черный вторник» - Андрея Маркелова.


- Андрей, расскажи об истории создания поэтического клуба? Кому пришла идея назвать вторник черным и с чем это связано?

- История «4В» уходит в далекое прошлое, когда предыдущий председатель клуба - Анатолий Ухандеев - решил, что читать свои стихи всем-всем-всем интереснее, чем прятать их в стол. Стол же, оставшись без стихов Ухандеева, умственно обеднел и, даже, почернел от ужаса. С тех пор, вторник (а именно тогда Анатолий придумал клуб) стал именоваться «Черным вторником».


- А ты можешь прямо сейчас перечислить всех участников поименно, да и добавить об их личном вкладе в литературную жизнь «4В»?

- Сложно назвать весь состав участников, думаю, легче разделить их на две половинки - ветераны и новички. Ветераны клуба (Артем Родькин, Роман Афанасьев, Марат Ишмухаметов, Александр Пьянков) - они словно мамонты - топчут безбрежные литературные земли. И если на этой земле появляется новый писатель/поэт, то он, неизменно, привлекает внимание ветерана. И если труд новичка достоин похвалы - ветеран-мамонт издает радостный вопль и принимает новичка в свое племя. Если же творчество автора не достойно чего-либо, его все-равно берут в племя, однако отправляют исследовать классические литературные земли и их окрестности.


- Услышав о так называемых «мамонтах», хотелось бы узнать о ваших отношениях внутри поэтического клуба и в не его?

- Говорить об отношениях в клубе, думаю, бессмысленно. Если люди чрезвычайно увлечены литературой, они, безусловно, находят общий язык. Бывает, автор недостаточно увлечен литературой - тогда его лечат, стараются сделать инъекции Бродского, или, скажем, Пастернака. Если же поэт перевозбудился от литературы, то и тут следует лечение - но уже Томасом Манном или Львом Толстым (ну, теми книжками, что пообъемнее). В общем - русская литературная медицина - очень действенна и помогает.


- А как проходят обсуждения творческих работ молодых поэтов? (уверена, без споров не обходится)

- Обсуждение творческих работ начинающих авторов начинается с осуждения, а заканчиваются приговором. Для начала, автору зачитываются его права, затем литератор говорит свое последнее слово, ну а потом - новичка прислоняют к стенке и расстреливают в упор словесной дробью. Например: «здесь не такой размер стихотворения», «тут ты нарушил единство стиля», «в этом месте ты сделал грамматическую ошибку». И если обвиняемый новичок признает себя виновным после такого наказания - то он остается в клубе. Из личного примера: когда Анатолий Ухандеев прочитал мои стихи, он вынес очень суровый приговор - «стихи версификационно беспомощны, а автор - абсолютно бессилен в литературе». С этих самых пор ваш протеже все еще мечтает надергать Анатолию Ухандееву бороду, и добиться того, чтобы он взял свои слова назад.


- А ты сам, когда начал писать стихи, и почему?

- Тут, видимо, мы и переходим на «личное». Писать я начал в классе седьмом-восьмом (на минуточку - год 2005 или 2006), с переиначивания стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» в злую эпиграмму на одноклассника. Эпиграмма мне столь понравилась, что я написал ее продолжение. С той самой поры я и почувствовал себя «поэтом». И, с той самой поры, с каждым выходом новой части «злых эпиграмм», мои одноклассники гонялись за мной по школе с криками: «Маркелов, я тебя ненавижу! Догоню - придушу!». Это и было моим первым литературным признанием.(Спасибо, дорогие одноклассники!).


- С этим все ясно. Ну, все-таки как, Андрей Маркелов попал в «4В» и стал одним из участников, а потом и организатором встреч?

- Стремление писать стихи - развивалось, и мне потребовалось нечто большее, чем ярость или почитание одноклассников. Начался университет. И, вот тут и начинается история знакомства с Анатолием Ухандеевым, тут и начинается история «4В». Дело было вечером, делать было нечего... И встретил я в университете странного человека, с очень странным имиджем: козлиная бородка, перемотанные лейкопластырем очки, потертые хипстерские штаны и, внимание, древняя футболка, поверх которой была длинная, и такая же древняя рубаха. Поверьте, довериться такому «поэту» очень непросто. Однако, первые же фразы Анатолия Ухандеева дали понять - он «поэт» не просто так. И тут же я почувствовал себя самым глупым человеком на земле, ибо Анатолий начал беседу. Конец этой беседы вы уже знаете - «стихи версификационно беспомощны, а автор - полный профан». С тех пор я пытаюсь доказать Анатолию обратное, а Анатолий, со свойственной ему литературной упрямостью, пытается доказать изначальное. Так и беседуем, так и живем. Однако, года два тому назад, случилось печальное. Анатолий разочаровался в клубе, ему стали интересны другие, более масштабные проекты (например, недавно прошедший арт-фестиваль «Туган Пауэр»). Тогда и состоялась судьбоносная встреча - Анатолий подошел ко мне, и, глядя поверх замотанных лейкопластырем очков, заявил: «тебе ведь не безразлична судьба клуба?»... С тех пор я и стал председателем.



- Тяжело ли было в первый раз, читать свои стихи перед малознакомыми людьми?

- Открыться незнакомому человеку всегда сложно, особенно, если читаешь в первый раз, однако, однажды решившись, тебе становится интересно - а какова будет реакция публики, какое впечатление ты на нее произведешь. Думаю, именно поэтому, люди приходят на «Черный вторник», им важно то, что об их творчестве думают другие, незнакомые люди, важно, чтобы культурное пространство города Набережные Челны, было бы хоть как-то связано. Думаю, в этом вся соль.


- Как ты относишься к критике? А если твои работы критикуют, что ты обычно отвечаешь?

- Думаю, у всех очень разное отношение к критике, и, одновременно, одинаковое понимание того, какой критика должна быть. Если критика адекватна, и приносит автору реальную пользу - это прекрасная критика, если же некий субъект занимается «вкусовщиной», и, без объяснения причин говорит «это дрянь», то нужно «насильно» отправлять его к стихотворению Маяковского «Гимн Критику». Приведу несколько строк: «От страсти извозчика и разговорчивой прачки невзрачный детеныш в результате вытек. Мальчик - не мусор, не вывезешь на тачке. Мать поплакала и назвала его: критик». Думаю, здесь больше нечего добавить.



- Если у тебя стихотворение, которое ты выделяешь из остальных?

- Хммм... вот для этого и создан «Черный Вторник». Каждый человек, мало-мальски знающий твое творчество и твою вселенную, сможет легко выделить две-три стихотворных/прозаических вершины. Так, например, многим нравится мое стихотворение «Сон тирана», которое написано и декламируется в духе выступлении В.В. Маяковского. Однако, лично для себя, выделю другое, не менее важное стихотворение «Поздняя осень. Зарисовки».

Эпиграф

Среди критических статей
И в перерывах меж работой,
Забыл, читатель, я о ней,
Воспел не раз ее Сергей
Унылой, грустной, беззаботной...

-----

Рассерженные небеса плюют в нас ядом,
Соитие с землей рождает грязь.
Все прочее зверье истерзано подвалом,
И птицы улетают нещадно матерясь.


Вот тощий человек в разодранном пальтишке,
Обои, плинтуса, в тележку погрузив,
Сурово катит груз, от рынка до домишки,
И громко вопрошает: «Нащальника, пирив?».

Вот местные бомжи, устроив дискотеку,
Не поделили водку - «Старая Казань»
Теперь один – в тепле, на целых четверть века,
Другой в сырой земле, познавши инь и янь.
Вот маленький Ашот, родителей отрада
Коленями протер заснеженный асфальт...
И тут же Мать его, назвав сыночка гадом,
Прилюдно оттаскав, готова расстрелять.

-----

Вот так, сырой весной, мы лето воспеваем,
Суровою зимой - поем мы гимн весне,
Но осень позднюю, я радостно считаю,
Не допустимой, даже, в страшном сне.




- Как ты оцениваешь поэзию нашего времени? Развита ли, литературная жизнь у нас в городе?

- Поэзия нашего времени, на мой взгляд, до сих пор не открыта. А открывать ее, будут наши дети, или, даже, внуки. Однако вскрыть этот поэтический слой будет весьма непросто, ведь прекрасных авторов много, однако найти и опознать творчество «великих» на просторах интернета (а именно сюда, сейчас, перетекает литературная жизнь) - что найти иголку в стоге сена. Про литературное пространство Челнов отвечу отдельно. Да, в Челнах есть достойные поэты/писатели, однако, этим авторам нужна среда, в которой они смогут раскрыться. Нужны, в кой то веки, люди, которые будут организовывать поэтов и писателей. И именно таких людей, способных взять на себя организацию мероприятий, катастрофически не хватает.



- Выделяешь ли ты автора, на которого равняешься или считаешь великим?


- Думаю, трон литературных предпочтений следует разрубить на поэтический и прозаический. И если поэтический трон давно и безраздельно занимает Владимир Маяковский, а помогают ему Блок, Есенин и Северянин, то с писателями дело обстоит сложнее - здесь нет явного лидера, но есть люди, которые мне симпатичны (по стилю, атмосфере, разделяемому мнению), например Владимир Набоков, Чарльз Буковски, Ильф и Петров.


- И напоследок. Какие у тебя планы, связанные с твоей творческой деятельностью? Чтобы ты пожелал себе в Новом году?

- Что тут сказать? Очень хочется, чтобы число участников клуба было намного больше чем есть сейчас, чтобы уровень поэзии Челнов рос, а культурное пространство - расширялось. На Новый Год желаю себе и всем читателям портала «Челныклаб.ру», открытых чакр, вдохновения и удачи.


автор: Илвира Латыпова

Раздел: Культура
Всего статей: 18

Так же в рубрике Культура:

Все статьи данной рубрики

Последние 10 статей:

Новая статья
С 24 сентября смотрите фильм «Стрельцов» в формате IMAX в кинотеатре СИНЕМА ПАРК Торговый Квартал
Новая статья
Прямая трансляция матча Челси-Ливерпуль от Окко Спорт в  кинотеатре СИНЕМА ПАРК
Новая статья
Скидка 25% на повторный просмотр фильма «Довод» в IMAX в кинотеатре СИНЕМА ПАРК Торговый Квартал
Первое большое сольное шоу Клавы Коки «Покинула чат» - 12 сентября в 19.30 в кинотеатре Синема Парк Торговый Квартал!
В формате  IMAX новый эпичный фильм Кристофера Нолана — «Довод»  в кинотеатре СИНЕМА ПАРК Торговый Квартал
С 10 сентября смотрите в кинотеатре СИНЕМА ПАРК в ТРЦ «Торговый Квартал» Новый грандиозный фильм  Disney — «МУЛАН»
Премьера фильма «Довод» в кинотеатре СИНЕМА ПАРК
BTS: Bring The Soul: The MOVIE - в кинотеатре СИНЕМА ПАРК Торговый Квартал
Вратарь галактики в кинотеатре СИНЕМА ПАРК В ТРЦ Торговый Квартал с 27 августа
Премьерный показ фильма «Поезд в Пусан 2: Полуостров» в  кинотеатре «Синема Парк» в  ТРЦ «Торговый Квартал»
Все статьи газеты




Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Реклама на сайте:
Шагалиев Наиль
руководитель сайта



РФ, Татарстан,
г. Набережные Челны

Интернет студия LELI, разработка сайтов, раскрутка сайтов
Концепция, разработка и поддержка сайта
Интернет-студия LELI
12 июля 2006—2020